ОЛИГОПОЛИЯ:-модель рыночной конкуренции, в рамках которой несколько крупных фирм контролируют на основе неформального сговора производство и сбыт основной массы продукции.

Характеристика: (Немногочисленные и крупные фирмы, Однородность или разнородность продукции, Высокие барьеры входа, Несовершенная инф)

Показатели степени концетрации производства в отрасли:

1)         Коэффициент концетрации 4 или 8 крупнейших фирм по общему объему продаж составляет от 15 до 90%

2)         Индекс Герфиндаля – наивысшая степень концетрации  In=S12+S22+S32+…=10000(max)=>1000

Характеристика поведения олигополиста на рынке:

1)         Взаимная адаптация олигополистов друг к другу. Олигополист вынужден учитывать поведение других крупных конкурентов для максимизации прибыли.Экономический результат фирмы определяется характером взаимотношений между конкурентами

2)          Модели поведения олигополистических фирм

А) нескоординированная олигополия

Б) создание картеля – тайный сговор, стремящихся установить цену и объем производства как в монополии не нарушая квоту выпуска продукции

В) картелеподобная структура рынка – фирмы сознательно делают свое поведение предсказуемым для конкурентов

                        3) возможность влиять на цену – феномен жестких цен (предпочтение отдается неценовой конкуренции)

                        4) реакция олигополиста на изменение повдения другого конкурента

                                               А) изменение цен одним олигополистом остается без внимания

                                               Б) наличие ценового лидера приводит к аналогичным действия других конкурентов

Социально-экономические последствия олигополии:

1)         Крупный  научно-технический потенциал позволяет добиваться высоких успехов в совершенствовании продукта и использовании высокотехнологичного оборудования

2)         Сдерживающая политика роста цен

3)         Олигополия не сдерживает масштабы производства а осваивает новые континентальные рынки

Недостатки:

1)         Высокие барьеры входа в олигопольные отрасли, что сдерживает конкуренци.

2)         Выжидательная политика олигополиста замедляет внедрение новых технологий

3)         Малоподвижные цены нарушают саморегуляцию рынка

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz