ОЛИГОПОЛИЯ:-модель рыночной конкуренции, в рамках которой несколько крупных фирм контролируют на основе неформального сговора производство и сбыт основной массы продукции.
Характеристика: (Немногочисленные и крупные фирмы, Однородность или разнородность продукции, Высокие барьеры входа, Несовершенная инф)
Показатели степени концетрации производства в отрасли:
1) Коэффициент концетрации 4 или 8 крупнейших фирм по общему объему продаж составляет от 15 до 90%
2) Индекс Герфиндаля – наивысшая степень концетрации In=S12+S22+S32+…=10000(max)=>1000
Характеристика поведения олигополиста на рынке:
1) Взаимная адаптация олигополистов друг к другу. Олигополист вынужден учитывать поведение других крупных конкурентов для максимизации прибыли.Экономический результат фирмы определяется характером взаимотношений между конкурентами
2) Модели поведения олигополистических фирм
А) нескоординированная олигополия
Б) создание картеля – тайный сговор, стремящихся установить цену и объем производства как в монополии не нарушая квоту выпуска продукции
В) картелеподобная структура рынка – фирмы сознательно делают свое поведение предсказуемым для конкурентов
3) возможность влиять на цену – феномен жестких цен (предпочтение отдается неценовой конкуренции)
4) реакция олигополиста на изменение повдения другого конкурента
А) изменение цен одним олигополистом остается без внимания
Б) наличие ценового лидера приводит к аналогичным действия других конкурентов
Социально-экономические последствия олигополии:
1) Крупный научно-технический потенциал позволяет добиваться высоких успехов в совершенствовании продукта и использовании высокотехнологичного оборудования
2) Сдерживающая политика роста цен
3) Олигополия не сдерживает масштабы производства а осваивает новые континентальные рынки
Недостатки:
1) Высокие барьеры входа в олигопольные отрасли, что сдерживает конкуренци.
2) Выжидательная политика олигополиста замедляет внедрение новых технологий
3) Малоподвижные цены нарушают саморегуляцию рынка